Октябрь на календаре, а это значит, что велосезон не заканчивается — он просто меняется. Для кого-то это время отправить велосипед в «зимнюю спячку», а для самых стойких — подготовиться к особому виду катания. Снег, лед и дорожная соль — серьезные испытания и для техники, и для велосипедиста. Но с правильным подходом зима превращается из преграды в приключение.
Команда RavenBike.by подготовила подробный гайд, основанный на опыте нашей мастерской и советах белорусских велосипедистов. Мы разберемся, как подготовить байк к холодам, стоит ли вкладываться в шипованную резину и как правильно хранить велосипед, чтобы весной не столкнуться с неприятными сюрпризами. Этот материал поможет вам подготовиться к сезону 2025 года.

Выбор зимних покрышек: что катить по белорусской зиме?
Первое и главное правило зимнего катания — правильная резина. Летние слики или даже универсальные покрышки на льду и в снежной каше ведут себя непредсказуемо. Асфальт минских велодорожек зимой часто покрыт тонкой ледяной коркой, а за городом ждет рыхлый снег. Правильный выбор покрышек — это не столько комфорт, сколько безопасность.
Mitas и Rubena: проверенный выбор для наших зим
Когда речь заходит о зимней резине в Беларуси, многие сразу вспоминают чешские бренды Mitas и Rubena. И не зря. Через нашу мастерскую «ВелоТема» (где, кстати, проходит и обучение на веломехаников) прошла не одна сотня этих покрышек, и они зарекомендовали себя как надежное и доступное решение.

Mitas Ocelot — для снега и асфальта

Покрышка Rubena Mitas 'Zefyros Top Design' для наката и тишины
- Для города и парков: Модели вроде Mitas Ocelot часто можно увидеть на велосипедах курьеров, которые катают круглый год. Они обеспечивают приемлемый держак на снегу и асфальте, но на голом льду от них чудес ждать не стоит.
- Для наката: Один из наших клиентов недавно поделился опытом: «Прикупил Rubena Mitas 'Zefyros Top Design' 29"x2,25. Накат очень хорош, шумность в разы меньше, слегка свистит на хорошем асфальте и скорости». Это хороший вариант для тех, кто ищет компромисс между проходимостью и скоростью на очищенных дорогах.
Главное преимущество этих брендов — баланс между ценой и износостойкостью. Это рабочие лошадки, которые не жалко использовать в агрессивных условиях с реагентами.
Шипы или нет? Вечный спор минских велодорожек
Вопрос, который делит велосипедистов на два лагеря. Одни считают шипы излишеством для наших зим, другие — необходимостью. Истина, как обычно, где-то посередине.
Аргументы «ЗА» шипованную резину | Аргументы «ПРОТИВ» шипованной резины |
---|---|
Контроль на льду. Наша команда как-то ехала по ледяной поверхности Раубичского водохранилища. Те, кто был на обычной резине, с трудом держали равновесие, а шипованные колеса ехали без проблем. На голом льду шипы — единственный гарант сцепления. | Финансовый аспект. Качественная шипованная покрышка от Schwalbe или Continental может стоить ощутимых денег. Не каждый готов отдать такую сумму за пару месяцев катания. |
Безопасность. Один из опытных зимних райдеров как-то заметил: «Ходить пешком по скользкой поверхности намного страшнее, чем ехать на велосипеде: спасает шипованная резина». | Шум и накат на асфальте. На чистом асфальте шипы громко цокают, создают вибрацию и заметно ухудшают накат. Если ваши маршруты проходят по очищенным центральным улицам, эффект может быть скорее негативным. |
Уверенность на смешанном покрытии. Дорожки не всегда идеально почищены. Участки льда могут прятаться под тонким слоем снега. Шипы в такой ситуации — страховка от внезапного падения. | Не всегда нужны. Некоторые велосипедисты обходятся агрессивной нешипованной резиной, снижая давление в покрышках для лучшего сцепления. «Есть и пара шипованных покрышек на всякий случай, но их, как правило, не использую», — типичный отзыв для тех, кто катает нерегулярно. |
Вывод команды RavenBike: если вы планируете кататься регулярно, в любую погоду и не только по главным проспектам — шипованные покрышки стоят своих вложений. Для редких выездов по хорошей погоде можно обойтись качественной «злой» резиной.

Шипованная резина для максимального сцепления на льду.

Агрессивный протектор для рыхлого снега.
Какой размер имеет значение: 26", 27.5" или 29"?
Зимой особенности каждого стандарта колес проявляются по-своему:
- 26" — классика, которая все еще актуальна. Такие колеса прочнее и жестче за счет коротких спиц. Их легче раскрутить, что удобно в городе. Но они хуже преодолевают неровности и снежные переметы.
- 27.5" — золотая середина. Сочетают в себе маневренность 26-х колес и проходимость 29-х. Универсальный вариант для тех, кто катает и в городе, и по заснеженным парковым тропам.
- 29" (найнеры) — лучший вариант для преодоления препятствий. Большое колесо легче перекатывается через снежную кашу и неровности. У найнеров лучше накат, но они менее маневренные на узких тропинках.
Выбор стандарта колес больше зависит от вашего велосипеда, но эти особенности стоит учитывать при планировании зимних маршрутов.
Правовой аспект и безопасность: что нужно знать в 2025 году
Важный момент, о котором нельзя забывать — правила дорожного движения. Информация актуальна на 2025 год: согласно официальным данным, в Беларуси велосипедисту запрещено двигаться по проезжей части дороги и обочине в условиях снегопада и/или гололедицы. Это правило введено для вашей же безопасности.
Как сообщает новостное агентство БЕЛТА, за нарушение этого запрета предусмотрена административная ответственность, вплоть до штрафа. Поэтому зимой ваш маршрут — это в первую очередь тротуары и велодорожки. Планируйте свои поездки с учетом этого ограничения.
Хранение и обслуживание: как пережить зиму без потерь
Если вы решили не кататься зимой, то велосипед нужно правильно «законсервировать». Если же вы продолжаете поездки, то уход за ним становится еще важнее. Дорожная соль, влага и низкие температуры — главные враги компонентов.
Подготовка компонентов к зиме: уделяем внимание Shimano и не только
Перед тем как убрать велосипед на хранение или перед началом зимнего сезона, стоит провести комплексное обслуживание. В нашей мастерской мы часто видим, как загустевшая от холода смазка становится причиной проблем. Например, может перестать работать храповик во втулке. Поэтому старую смазку из втулок, каретки и рулевой колонки лучше удалить и заменить на свежую, более устойчивую к низким температурам.

Особое внимание — компонентам трансмиссии, таким как Shimano. Даже надежные группы, вроде Tiagra или Altus, страдают от реагентов. Тщательно очистите и смажьте переключатели, ослабьте натяжение тросиков и цепи, если убираете велосипед надолго.
Цепь и трансмиссия: главные жертвы зимы
Зимой цепь требует почти ежедневного ухода. «Постоянный уход за велосипедом — одна из сложностей зимнего периода... мойка-смазка у меня регулярно», — делится опытом один из минских велосипедистов. Вот несколько проверенных советов:
- Правильная смазка: Смазка для сухой погоды зимой не подойдет. Стоит выбрать густую смазку для влажных условий, которая не так быстро вымывается.
- Парафин как альтернатива: Некоторые велосипедисты переходят на парафиновые смазки. «Стал смазывать, варить в парафине 3 цепи. Теперь цепь чистая», — говорит один из них. Этот метод требует больше времени на подготовку, но цепь дольше остается чистой.
- Метод трех цепей: Чтобы равномерно распределить износ между цепью и кассетой, можно использовать три цепи поочередно, меняя их каждые 150–200 км. Это продлевает жизнь всей трансмиссии.
Как хранить велосипед зимой в минской квартире, на балконе или в гараже?
Вопрос хранения волнует многих. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, основанные на опыте горожан.

- Квартира: Идеальный вариант. Стабильная температура и влажность. Главная проблема — место. Но если оно есть, это лучший выбор.
- Остекленный балкон: Хорошая альтернатива. «Остекленный балкон является прекрасным местом для хранения своего друга... Но важно укрыть байк от ультрафиолета», — советует один из велосипедистов. Прямые солнечные лучи вредят краске и покрышкам.
- Гараж или подвал: Допустимо, но с оговорками. В неотапливаемом гараже могут быть сильные перепады температур. А в подвале часто высокая влажность. «Не стоит опускать велосипед ниже уровня пола. Потому что внизу очень сыро», — предостерегает опытный минчанин. Если храните в гараже, убедитесь, что он сухой.
Для тех, у кого нет подходящего места или желания заниматься консервацией самостоятельно, существует удобное решение — услуга сезонного хранения велосипедов в нашей мастерской «ВелоТема». Мы поможем создать оптимальные условия, чтобы ваш байк благополучно перезимовал и был готов к новому сезону.
Вне зависимости от места, велосипед нужно вымыть, высушить, смазать цепь и ослабить давление в покрышках до 1-1.5 атмосфер.
Готовьтесь к зиме правильно
Зимний период — это не повод забывать о велосипеде. Своевременная подготовка к хранению или к продолжению поездок поможет избежать лишних трат и хлопот весной. Внимание к покрышкам, компонентам и условиям хранения напрямую влияет на срок службы велосипеда. А если байк отправляется на отдых, зима открывает возможности для других активностей, например, можно изучить лыжные склоны Беларуси.
Если у вас остались вопросы или вы не уверены, что сможете подготовить велосипед самостоятельно, — заезжайте в мастерскую «ВелоТема». Наши механики проведут полную диагностику, дадут рекомендации и помогут подготовить ваш байк к любым зимним испытаниям. Удачного сезона!